Феномен «замещающего восприятия»: философско-психологическое обоснование

Евгения Э. Кригер, Российский государственный гуманитарный университет

Галина А. Мишина, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования


Аннотация. Статья посвящена философско-психологическому обоснованию феномена «замещающего восприятия». Явление «замещающее восприятие» давно используется в практиках, построенных на основе системно-феноменологического подхода, но до настоящего времени оно не находило объяснения в научной

среде. Основными задачами данной работы выступили: изложение методологических оснований для объяснения феномена «замещающего восприятия», описание механизмов, его обеспечивающих, характеристика социально-психологических условий, приводящих к большей вероятности проявления данного феномена. Новизна работы обусловлена не только задачами исследования, но и подходом, который использовался для его построения. В основу подхода были

положены идеи пост-классической психологии, представленные в психологии систем. Феномен «замещающего восприятия» рассматривается внутри системной регуляции, возникающей между миром клиента и заместителем, представляющим членов его семейной системы. В статье показаны механизмы возникновения феномена замещающего восприятия, описано, как эти механизмы функционируют в условиях системной детерминации и каким образом приводят к возникновению переживаний, не свойственных самому человеку, их испытывающему. Основными механизмами, обеспечивающими эту регуляцию, выступают антиципация и интуиция. В статье раскрыты условия, способствующие более вероятностному возникновению феномена «замещающего восприятия». Результаты, полученные в данной работе, позволяют подвести научные основания под феномен «замещающего восприятия» и использовать его в широкой психологической практике.

Ключевые слова: системно-феноменологический подход, замещающее восприятия, помогающие практики, теория психологических систем, системная регуляция, антиципация, интуиция


Стремление построить целостную картину мира с учетом связей, отношений и структурных элементов, входящих в состав разного уровня систем, привлекло внимание науки к использованию системной методологии исследования явлений.

В подобных исследованиях недостаточно лишь причинного понимания явлений, необходим более широкий контекст видения, включающий информацию о том, как преобразуется система, как возникает ее самоорганизация. Такое знание имеет особое значение в психологических практиках, где решить проблему на уровне индивида без исследования системного контекста отношений, в которые он включен, становится невозможным.

Человек – элемент отдельно взятой системы – семейной, общественной, производственной. Поэтому работа с ним требует изменения не только самого человека, но и всего его мира как элемента психологической системы, а, следовательно, создания психологических практик, основанных на системном подходе.

В настоящее время большую популярность в психотерапевтической практике приобретает системно-феноменологический подход и созданные на его основе инструменты (Б. Хеллингер [Хеллингер 2005] (работа системной совести), М.В. фон Кибед [Фон Кибед, Шпаррер 2014] (использование грамматики языка в системно-смысловом контексте для поиска решения и выхода из проблемы), Ф. Руппeрт [Рупперт, 2014] (работа с травмированными раннедетскими привязанностями в построении новой идентичности) и др.). Все это самостоятельные авторские школы, применяющие в качестве инструмента практической работы расстановки для исследования системных явлений в разных измерениях – социальном, контекстном, личностном.

В практиках, созданных на основе системно-феномнологического подхода, используется понятие «замещающего восприятия».

Работа, проводящаяся с помощью расстановок не одно десятилетие, уже давно зарекомендовала себя, и было получено множество положительных результатов. Однако многие феномены и механизмы, на основе которых построена практика, не получили специального научного объяснения и имеют иногда эзотерическое толкование. В этой связи хотелось бы специально остановиться на одном из таких феноменов, которым является замещающее восприятие.

Явление «замещающего восприятия» имеет место в системных расстановках. Расстановки мы будем рассматривать как инструмент, с чьей помощью обеспечивается доступ к аспектам сознания, которые не попадают в фокус видимого. Процесс осуществляется при работе с семейной системой путем разрешения противоречия/ конфликта, возникающего во внутренней реальности клиента, через заместителей. Заместители – это люди, кто берет на себя роли членов социальной системы, начиная от самой малой, которой является семья, до больших социальных систем, в качестве их выступают организации, общество, система образования и т.п.

В расстановке под запрос клиента заместители располагаются тем или иным образом по отношению друг к другу и начинают переживать чувства, не являющиеся в такой конфигурации системы их собственными чувствами, а относящиеся к происходящему в клиентской системе. Такое явление вызывает ощущение мистики и поэтому требует специального объяснения, поскольку в практике множество проведенных расстановок подтверждают его наличие.

Объяснить данный феномен с точки зрения классической психологии действительно невозможно, здесь необходима специальная методология. На самом деле, если рассмотреть описанное явление сквозь призму психолого-философского знания, то ему находится вполне закономерное объяснение. Для этого стоит обратиться к пост-классической психологии, или теории психологических систем, которая представлена в трудах В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцевой, Э.В. Галажинского и их последователей [Клочко, Галажинский 1999].

Теория психологических систем строится на основе принципа системной детерминации. Эта теория отказывается от понимания психики как отражения объективной реальности в пользу рассмотрения психики как порождающей реальность в процессе взаимодействия субъекта с объектами окружающего мира. Через такое взаимодействие образуется психологическая система, которой является мир человека. При системной детерминации в наблюдаемых явлениях мир не делится на субъективный и объективный. Субъективная и объективная реальности не противопоставляются одна другой, не рассматривается примат одной реальности над другой, потому что при их взаимодействии возникает новая реальность – мир человека.

По мнению авторов теории психологических систем, «…системная детерминация предполагает, что во взаимодействии субъекта с объектом рождается новая реальность – сверхчувственная, т.е. не отражаемая органами чувств, системная, т.е. характеризующая всю систему, продуктом функционирования которой она является, «удвоенная», поскольку является качественно новым образованием, не сводимым ни к субъективному, ни к объективному» [Клочко, Галажинский 1999, с.66]. Через эту удвоенную реальность у человека появляется возможность воздействовать на самого себя и реализовывать свои возможности. При системной детерминации возникает порождающий эффект взаимодействия. Как указывает В.Е. Клочко, «…существуют такие качества явлений, которые возникают в системе, порождаются системой и обеспечивают ей возможность самодетерминации, самоорганизации» [Клочко, Галажинский 1999, с. 66]. Расширение системы происходит за счет взаимодействия с внешним. И только становясь внутренним содержанием психологической системы, внешнее действительно становится внешним для восприятия человека, его сознания, его Я. Понятием, которое объединяет эту одновременно объективную и субъективную реальность, выступает мир человека. В теории психологических систем мир человека понимается как переходный слой между объективной и субъективной реальностью.

Противоположности внешнего и внутреннего, существующие между духом и материей, субъективным и объективным, соединяются в нем в системном единстве. В силу чего, как отмечают авторы, «мир человека» оказывается частью самого человека, его продолжением, его истинным телом, самым человеческим в самом человеке. Мир человека стимулирует создание образа жизни человека. В разрешении противоречия между образом жизни и образом мира проходит вся жизнь человека. Мир человека рассматривается в единстве как с субъективным временем, так и в единстве с параметрами пространства. В цепочке этих связей сам человек может быть понят как уникальная психологическая система, как хронотоп, превращающий объективную реальность в предметный мир, наполненный смыслами и переживаемый человеком в его данности (здесь и сейчас).

Для нашей работы теория психологических систем предлагает одно важное методологическое положение, согласно которому саморегуляция личности происходит не на уровне отдельно взятого индивида, а на уровне всей системы в целом. Явление «заместительского восприятия» может быть объяснено прежде всего через рассмотрение клиента и расстановки как единой системы клиент – заместители. Внутри этой системы возникает особая системная реальность, в ее качестве выступает мир человека. Она, эта системная реальность, соединяет клиента и расстановку, что приводит к возникновению новой сверхчувственной реальности, которая не отображается органами чувств, а затрагивает прежде всего работу мышления. Кроме того, эта реальность является системной, поскольку характеризует всю систему, чьим продуктом она является. Мир человека, возникающий между клиентом и расстановкой, обладает порождающим эффектом, имеющим место в процессе взаимодействия. Система клиент-расстановка расширяется за счет взаимодействия с внешним, где внешним по отношению к клиенту выступает расстановка с заместителями,  внешним по отношению к заместителям, участвующим в расстановке, выступает клиент. Внешнее за счет мира человека одновременно делается внутренним и клиента, и заместителей.

Тем самым мы имеем дело с удвоенной реальностью мира клиента и мира расстановки.

Эта возникшая реальность обладает самодетерминацией и самоорганизацией, она становится способной одновременно изменять самого клиента и заместителей в расстановке. Она порождает то, что принадлежит обоим элементам системы клиент – заместители. И через такую удвоенную реальность возникает психическая регуляция не только у клиента как отдельного индивида, но и у всей системы в целом. Мир человека создает возможность для порождения общих смыслов через совместное действо, тем самым обеспечивая всю регуляцию системы в целом. Здесь же рождается единство пространственновременных параметров, где существуют уже не отвлеченные субъекты (клиент и заместители), не сами по себе, а соединенные в единое целое через мир человека и возникшие в нем отношения.

Работа с клиентом в расстановке начинается из точки боли, того места, которое является эмоционально заряженным, наиболее значимым и имеющим ценность для жизни. Эта часть экстернализируется в расстановку. А заместители оказываются включенными в данный смысловой контекст и переживают его как свой собственный. Тем самым мир человека наполняется резонирующими переживаниями, возникающими здесь и сейчас, но в то же время создающими новые смыслы и значения.

О бесконечности временных границ сознания человека вели речь многие философы – М.К. Мамардашвили [Мамардашвили 1995], С.Л. Рубинштейн [Рубинштейн 2002]. Возможность временной бесконечности затрагивает и хронотоп, соединяющий клиента и расстановку. Посредством его появляется возможность перемещения во времени и на расстоянии. Отсюда в расстановках встречается обращение к связям с людьми, которых уже нет в живых, но их опыт оказывает на нас существенное действие. И этот опыт может быть прожит через заместителей, при условии, если он будет проявлен в расстановке.

Механизмами, вызывающими дифференциацию восприятия заместителей, выступают антиципация и интуиция. Именно они обеспечивают отражение на субъективном уровне объективных процессов, возникающих в расстановке, через мир человека при восприятии его заместителями клиента. Указанные процессы выполняют регулятивную функцию, особенно в управлении различными энергетическими уровнями взаимодействия заместителей с клиентами, фиксируя, куда направлена энергия, где возникает большее напряжение, на чем акцентируется внимание.

Заместители отражают силу, интенсивность, направленность в определенные сферы энергии, возникающей как внутри расстановки, так и исходящей от самого клиента. Движения и действия заместителей в расстановке не реактивны, они целенаправлены и меняются в соответствии с изменениями, наблюдаемыми у самого клиента через расстановку. А заместители через мир человека отражают эти изменения и движутся в соответствии с их динамикой, через системную регуляцию происходящего.

Целенаправленность движения заместителей задается движением самой жизни. «Расстановки служат жизни», как утверждал их основатель. Они намеренно используются для исследования того момента, где это движение остановилось, замерло и попало в предельность. Условиями работы заместительского восприятия является то, что заместители добровольно соглашаются и сознательно принимают цели, связанные с психотерапевтической работой именно в таком методе, с этим клиентом, по его запросу.

Он сам попадает в резонансное состояние с переживаниями клиента, причем такие переживания часто имеют смысл для личной истории самого клиента. Заместители отражают вербальную и невербальную связь, идущую от клиента через его слова, паузы, дыхание, микродвижения.

Продвижение в расстановке обеспечивается через соотнесение персонального движения заместителя с общим движением, рождающимся у клиента и всей расстановки. Заместители опираются прежде всего на чувства, возникающие в той точке, где они оказались. А также на собственный прошлый опыт поведения в подобных ситуациях, они выдвигают гипотезы о наступлении будущих событий расстановки и активности клиента. Так осуществляется преднастройка – подготовка к определенным способам действия, направленности движения, приводящих с наибольшей вероятностью к достижению целей клиента. Заместители через телесные ощущения и собственный прошлый опыт сопоставляют информацию, идущую изнутри, с внешним контекстом и на основании этого сопоставления строят предположения о предстоящих событиях, приписывая каждому из предположений ту или иную степень достоверности. Заместители предвидят наиболее вероятностные возможности дальнейшего развития событий, включая наиболее вероятные результаты собственных действий.

Антиципация (в данном контексте) – это опережающий способ отражения, возникающий при системной регуляции мира человека, позволяющий извлекать из области бессознательного трансгенерационный опыт печальных событий через другого субъекта, включенного в мир человека. Антиципацию используют заместители для нейтрализации своего негативного состояния.

В работах Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова были показаны уровни антиципации: субсенсорный, сенсомоторный, перцептивный, уровень представлений, вербально-логический. Антиципация затрагивает все уровни – от бессознательного до вербальнологического [Ломов, Сурков 1980].

Одним из проявлений антиципации является интуиция.

Интуиция (позднелат. intuitio – «созерацание» – пристально смотрю) – способность, свойство человека понимать и проникать в смысл событий, ситуаций посредством инсайта, озарения, единомоментного подсознательного вывода, основанного на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.

Интуиция по-разному описана в исследованиях. Так К. Юнг относил интуицию к бессознательному, но несмотря на это интуиция является аналитическим процессом, неподвластным человеку. Интуиция имеет дело, по мнению Юнга, с коллективным бессознательным и архетипическими программами [Юнг 2010].

Человек сравнивает события внешнего мира с внутренним, и, когда эти стороны диссоциируют, вперед выступает интуиция. Интуиция может касаться эмоциональной сферы, телесных переживаний и мышления. Интуиция опыта возникает у людей, имеющих больший опыт по сравнению с другими. Именно этот аспект отражается в расстановках: более опытные заместители часто дают наиболее точную информацию.

Здесь имеет смысл особо выделить некоторый технологический момент. Расстановщик не всегда слушает внутренний голос заместителя и не обязательно работает со всем, что тем будет предложено. Прежде всего следует обращать внимание на то, из сообщенного заместителем, что вызывает резонанс у клиента. Работа строится с тем, что вызывает наибольший эмоциональный отклик.

Чтобы заместительское восприятие имело достоверность, необходимо наличие специальных условий, приводящих к его возникновению. К этим условиям мы можем отнести:

1. Укорененность индивидуального бессознательного в коллективное бессознательное.

2. Наличие сурового, тяжелого, печального опыта в истории рода субъекта.

3. Наличие схожего персонального и системного опыта заместителей.

4. Наличие схожего персонального и системного опыта у расстановщика.

5. Зрелость заместителей и работа их через универсальные общечеловеческие ценности.

Остановимся на рассмотрении каждого условия в отдельности.

Укорененность индивидуального бессознательного в коллективное бессознательное. Больший резонанс в терапевтической работе возникает у клиентов с наименьшей степенью осознанности собственной жизни. Поэтому любые пробужденные чувства могут быть интенсивными. Значительная часть клиентов имеет сложные отношения с родителями, каждого человека коснулось трагическое историческое прошлое. Поэтому настроиться на эмоциональное переживание истории войн, коллективизации, перестройки человеку, чье индивидуальное бессознательное вплетено в коллективное бессознательное, достаточно легко. Любая расстановка вызовет резонансный отклик на переживания заместителей.

Наличие сурового, тяжелого, печального опыта в истории рода субъекта. Заместители достаточно легко входят в системную регуляцию, если личный опыт клиента или его семьи был эмоционально заряжен. Суровый опыт, как правило, закаляет, формирует жизнестойкость, способность выдерживать трудности, он

основан на жизненных испытаниях. Примерами сурового опыта могут служить отстаивание своей чести, переживание предательства, измены, потеря работы, социальная изоляция и т.п. Тяжелый опыт связан с выживанием, переживанием ситуации угрозы для своей жизни и жизни близких. Такой опыт может нести в себе страдания голода, жизни в детском доме, бедствий во время восстановления хозяйства после разрухи, вызванной военными событиями и т.п.

Печальный опыт предполагает разные утраты – близких, потерю имущества, потерю части себя (сексуальное насилие, увечье) и т.п. Любой из названных видов опыта связан с тягостными переживаниями. Их не такое большое количество, поэтому попасть в резонанс этих переживаний опять-таки несложно.

Наличие схожего персонального и системного опыта заместителей или расстановщика. Обычно если клиент, расстановщик и заместители переживали схожий отягощенный опыт, то он проявляется в первую очередь. Это обусловлено системной регуляцией. Прежде всего, удвоенная реальность мира человека возникает на основе эмоциональной вовлеченности. Ее вызывают эмоции, порождаемые переживаниями событий из жизни и имеющие отношение ко всем участникам расстановки – клиенту, заместителям и ведущему. Это интенсивнее вовлекает людей в контекст происходящего и в ходе работы активизирует чувства ее участников из их схожего опыта.

Зрелость заместителей и работа их через универсальные общечеловеческие ценности. Как правило, опытные заместители, имеющие глубокую личностную проработанность, осознанность и вовлеченность, чья картина мира выстроена на основе универсальных общечеловеческих ценностей, гораздо лучше прогнозируют развитие ситуации расстановки. Такое становится возможным за счет личностной зрелости заместителей, расширенности их сознания и внутренней устойчивости. Они работают не на волне поднимающегося эмоционального пафоса, а основываясь на готовности опираться на собственные ресурсы, устанавливая единую совместность с клиентом. Таким образом, мы можем резюмировать сказанное.

Феномен «замещающего восприятия» возник в психологических практиках, использующих системно-феноменологический подход для исследования запроса клиента. До настоящего времени этот феномен не находил своего объяснения в научных исследованиях, что вызывало сомнение и дискуссию относительно его природы в научно-практическом сообществе и тем самым требовало специального исследования накопленных в практике фактов.

На сегодняшний день имеются все необходимые теоретикометодологические основания для объяснения феномена «замещающего восприятия». Дать объяснение этому явлению становится возможным с опорой на теорию психологических систем, разрабатываемую в современной психологии и использующую такие понятия, как «мир человека», «системная регуляция», «системная детерминация» и т.п. С точки зрения теории психологических систем, человек рассматривается как сложная самоорганизующаяся система, включающая в себя мир человека.

Мир человека – это то внечувственное пространство, которое возникает между человеком и объективным миром посредством ценностно-смысловой сферы конкретного человека. Мир человека объединяет в себе объективный и субъективный мир в единое целое, тем самым саморегуляция человека происходит не на уровне отдельного индивида, а на уровне всей системы человек – объективный мир через удвоенную реальность – мир человека.

Замещающее восприятие – это явление, возникающее у заместителей, участвующих в расстановке, используемой как инструмент системно-феноменологического направления в психотерапевтической практике. Здесь сам заместитель, с точки зрения теории психологических систем, является той самой объективной реальностью по отношению к клиенту, создающей вместе с ним мир клиента. Замещающее восприятие является системно детерминированным миром клиента, поскольку входит с ним в системные отношения на основе исходящего из точки боли запроса клиента, имеющего интенсивные переживания, возникающие на основе ценности жизни. Клиент и заместитель через совместное взаимодействие, сопровождаемое фасилитатором, создают общее пространство, включающее как мир клиента, так и мир заместителя.

Тем самым психическая регуляция в созданном таким образом мире осуществляется через замещающее восприятие не на уровне отдельно взятого индивида, а на уровне целостной системы клиент-заместитель. Поэтому саморегуляция одновременно касается двух субъектов.

В процесс саморегуляции включены такие механизмы, как антиципация и интуиция. Они обеспечивают опережающее отражение заместителем мира клиента, затрагивая все уровни регуляции – от бессознательного до вербально-логического, включая в работу интуицию, позволяющую извлекать из подсознания необходимую информацию и находить нужное решение. Верный результат расстановки зависит не только от интервенций, предпринятых фасилитатором на основе резонанса состояния клиента и информации заместителя, но и от условий, обеспечивающих эффективность работы замещающего восприятия.

Предложенные в данной статье материалы позволяют дать научное объяснение феномену замещающего восприятия и открывают новые возможности для его свободного использования в практике психологов.

Литература

Клочко, Галажинский 1999 – Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г.В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета, 1999. 154 с.

Ломов, Сурков 1980 – Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1973. 125 с.

Мамардашвили 1995 – Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психология топологии пути). М.: Ad Marginem,1995. 548 c.

Рубинштейн 2002 – Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002. 720 с.

Рупперт 2014 – Рупперт Ф. Симбиоз и автономность. Расстановка при травме. Симбиотическая травма и любовь по ту сторону семейных переплетений. М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. 272 с.

Фон Кибед, Шпаррер 2014 – Фон Кибед М., Шпаррер И. Совсем наоборот. Работа с тетралеммой и другие формы структурных расстановок. М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. 256 с.

Хеллингер 2005 – Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. 308 с.

Юнг 2010 – Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Когито-Центр, 2010. 352 с.



Информация об авторах

Евгения Э. Кригер, доктор психологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6; ekrig@yandex.ru

Галина А. Мишина, доктор психологических наук, доцент, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, Москва, Россия; 119121, Россия, Москва, Погодинская ул., 8, корп. 1; mishina@ikp.email


ISSN 2073-6398 • Вестник РГГУ: Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 4